День Мары 1 марта

Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. 

[Читать дальше]
Мара-Морена издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. Если Светлая Жива даёт всякому животу жизнь и тепло, то Тёмная Мара обрекает всё отжившее на смерть и хлад. Созидание и разрушение, жизнь и смерть — две стороны Бытия, которые не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления и возрождения. В славянской мифологии Марена величается Зимней и кощной Владычицей, Кощной Повелительницей (Повелительницей Смерти).
Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и Черная Луна. Каждое утро она пытается погубить солнце, но ужас перед его яркими лучами не дает ей сделать это.
Мара — дочь богини Лады и бога Сварога. В зависимости от времени года, она выглядит по разному. Поздней осенью, это молодая прекрасная девушка, с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны, а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны. Старается всеми силами удержать зиму. Именно из древнего язычества, к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, чтобы Морана поскорее ушла.

Весной наши очень далекие предки отмечали таинственный праздник Навий день. Это праздник языческий, он связан с древним культом почитания духов умерших. Эти-то духи и назывались – навии.
При внешне темном облике она была единственной из Богинь, которая сразу видела золотое качество человека, его самородный дар, и это качество Мара старалась всячески развить, но у некоторых людей ведь не светлый дар духа, а, наоборот, очень даже черный. И таких людей Мара тоже видела, и дары их душевные тоже зрила, и таких людей она уводила в мороки и делала их своими лихоманками, то есть люди становились лихими разбойниками, грабителями, ворами или сексуальными распутниками, то есть той сворой, которая норовила пожить за чужой счет. Более того, Мара их не уничтожала, потому что вся эта нечисть человеческая дана в уроки полюдью земному для того, чтобы истинно стояли они на защите своего счастья и зорко берегли чистую судьбу и чистую жизнь, не общаясь с подобными личностями и изгоняя их из своих коллективов, из своих семей.
И только бесстрашных Героев, отдавших свою жизнь за свой Род, за своих Богов и за свою Родину, Марена берет за руку, дарит свой бессмертный поцелуй и проводит в сверкающие чертоги волшебного Ирия.
В этот день люди чтят, славят и вспоминают Богиню, которая всех их когда-нибудь проведет за бездонную реку Смородину, по Калинову мосту, мимо страшного трехглавого Змея к воротам черной, холодной и неизвестной Нави. Туда, где находятся ее владения.
В этот день чтят Мару, как проводника душ в загробный мир.
Но, Марена – это ещё и воплощение судьбы, или «доли», то есть того неизбежного процесса, частью, «долей» которого должен стать каждый в этом мире. Созидание и разрушение, жизнь и смерть суть две стороны Бытия: они не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления, нет возрождения, нет превосхождения себя – шага на новый уровень Бытия.
Дары Мары суть Дары Смерти – потери и расставания. Умение достойно принять их – учит Мудрости, побуждает вспомнить, что мы пришли в Мир Яви с пустыми руками и в срок свой с пустыми руками уйдем, чтобы продолжить свое Вечное Странствие в Неведомом…
В ее руках, как и в руках ее сестры Живы, находятся все нити Судьбы и Жизни. Однако, если Жива старается продлить и укрепить эти нити, то Мара вынуждена следить за их окончанием. Перерезая нить жизни, Мара-Марена дает человеку надежду на свое новое воплощение.
Смерть – Дар Морены Грозноокой – не проклятье черное, не погибель безвозвратная, но Переход к Жизни Новой, к Вешнему Преображению – времени, когда на смену уходящей Волшебнице Зиме придет Юная Чаровница – Дева-Весна, и взовьется к синим небесам веселое пламя Ярого Костра. На Масленичный Костер взойдет – растает в дымных клубах Старуха-Зима, прощальным взглядом Землю окинув, и пеплом развеются Зимние Чары. И вновь Белой Девою над лесами, полями да весями воспарит. В Ирий на семи Конях-Ветрах улетит – до следующей зимы Юный Лик Свой скроет. И призрачный след Мары исчезнет в Яви как сон, как растаявший снег…
Уходит Зима – Кологодный Удел Мары, пора мертвенного сна и хладного оцепенения природы. Богиня Марена в этот день отступает перед солнечной и ранней Весной. Тёплые весенние ветра сменят зимние морозы, день обязательно победит ночной мрак, и место ушедших дедов займут их внуки. А одним из главных действующих лиц в этом театре жизни будет грозная богиня Морена.
Ритуалы

День памяти усопших. Древняя суть этого славянского праздника — празднование воскрешения мертвых. Славяне-язычники хоронили своих родичей в курганах, совершали требу и возлияния. Треба – это пища, предметы обихода, сделанные своими руками. Все это готовилось для будущей жизни усопшего в загадочной стране Нави — иначе, загробном мире.

В этот день славяне начинают посещения могил предков с приношением треб. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.

Требы славян – это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья – это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги). Треба — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю Боговой душе».

«Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…».

В воду бросают скорлупу красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню.

В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь, как и в зимние святки, наряжаются в личины.


Славление Маре:

Мара-Марушка, хозяюшка-матушка,
Дозволь ныне тя величати,
Не расточати, но собирати,
Приди к нам, тя чтущим,
Приди к нам, день твой блюдущим,
Приди к нам во нощи радеющим,
Приди дорогами белыми,
Приди зелёными елями,
Приди с вьюгами морозными,
Приди со слугами грозными,
Приди, мати, да не с горями,
Приди, мати, да не с хворями,
Приди, мати, блага да лепа,
Приди, мати, мягка да добра,
Приди, укрой Землю шубою белою,
Приди, сбереги в полях семя до времени,
По рекам мосты мости ледяные,
По берегам крепи возводи крутые,
Отрини хлады да мороки,
Отрини напрочь изжившее,
Отрини сглазы-притороки,
Худое яко не бывшее,
Отрини, не возврати,
От стара к нову веди!
Гой! Черна мати! Гой-ма!


Народные приметы к этому дню: 


Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель — вся неделя метельная.
Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления.
Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» — морозу продолжаться, наклонились их побеги — к оттепели.

Что можно сделать в квартире

  1. мы приготовим требу
  2. можно сделать куклу Мары из соломы и отнести ее в лес, там поднести ей требу, после чего куклу нужно сжечь
  3. В этот день важно вспомнить своих мертвых, рассказать о них. в -25 боюсь, мы не найдем реку. по которой можно отправить крашеное в луке яичко
  4. Вечером зажжем свечи и расскажем детям о Маре, для малышей хорошо подходит сказка Иван — крестьянский сын и чудо-юдо http://www.kostyor.ru/tales/tale56.html 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded